Исфаханская сказкаТрогательная персидская (исфаханская) сказка "Верх и подкладка". Один падишах спросил трех своих дочерей - не о том, кто из них как его любит, а о том, что важнее - верх или подкладка. Старшие ответили, что верх важнее, отец согласился, но тут вдруг младшая сказала, что важнее подкладка.
читать дальше
Несогласие с отцом и непочтительность, сами видите. Шах рассердился. Он выдал двух старших дочерей за красивых и знатных юношей, а младшую - за парализованного калеку, сына нищей старухи.
Девушка решила работать и взялась за челнок, хотя старуха пыталась ее отговорить ("Нельзя, ты ведь падишахская дочь"). А потом падишахская дочь стала приучать мужа ходить: ставила хлеб и воду в стороне, а он должен был к ним ползти. Не знаю, чем он был болен, по мнению создателей сказки, но вскоре начал ходить. Выздоровел и стал красивым парнем. Звали его, кстати, Хасан. Зарабатывать начал сам, разумеется: пас овец. А однажды его взял в услужение богатый купец, ехавший в дальние края. Доехал их караван до одного колодца, из которого никто не мог набрать воды: надо было лезть внутрь, но те, кто спускались, уже не возвращались. Кинули жребий - он пал на хозяина Хасана. Тот послал слугу. Хасан сказал, что спустится при одном условии: хозяин должен дать ему расписку, что если он выйдет живым из колодца, получит половину состояния.
Взяв расписку, Хасан спустился в колодец и обнаружил там дива, сидящего на троне. От страха юноша приветствовал дива. Тот сказал: " Если бы ты меня на приветствовал, я бы разорвал тебя в клочья. А скажи мне, где приятнее всего?" Хасан ответил::
- Там хорошо, где сердцу хорошо.
Диву это понравилось и он сказал:
"- Видишь вон ту лягушку? Какие у нее красивые глаза! Я давно влюблен в ее красивые глаза.
- Правда, они очень красивые, - согласился Хасан.
Диву и это понравилось, он взял Хасана за руку, и через отверстие в стенке повел его в большой чудесный сад и стал гулять с ним там. Он угостил Хасана плодами с деревьев, а потом говорит:
А теперь пойдем, дадим воды тем, кто наверху".
Див дал ему еще с собой подарки - гранаты, сорванные с деревьев в саду - и заодно посоветовал:
- Спроси их, сколько ведер воды им еще нужно. Пять? Подай им два ведра, а в третий сам поднимайся, а то они перережут веревку и оставят тебя здесь.
Мне так все это нравится (особенно лягушка с прекрасными глазами), что не хочется рассказывать дальше эту длинную сказку. Но в сети ее, увы, нет. А досказать про дочь падишаха надо. Хасан получил половину товаров, отослал жене и матери подаренные дивом гранаты и пережил еще несколько приключений, после чего вернулся домой очень богатый. Но оказалось, что ветхой его лачуги на прежнем месте нет, а стоит какой-то новый дом. Он испугался, не померла ли мать, раз кто-то, видимо, купил это место и построил тут хороший дом. Мать была жива и счастлива. Она рассказала, что дочь падишаха, уходя из дворца, якобы припрятала в косах драгоценные камни - и вот на них-то и построила дом. Но было все не так. Жена рассказала Хасану правду: в гранатах под кожурой были драгоценные камни. Она не сказала об этом свекрови, чтобы та не проболталась посторонним, подложила настоящие гранаты вместо этих, а сама продала камни. Наверное, ювелиры и не удивлялись: мало ли что могло быть у дочери падишаха, даже опальной.
Хасан послал тестю дорогие подарки и пригласил в гости. Падишах был, разумеется, изумлен и обрадован. Он сыграл пышную свадьбу дочери и Хасана, а дочь сказала ему (испросив предварительно позволения слово молвить):
- Теперь ты видишь, что я была права, сказав, что подкладка важнее верха? Если бы ты был прав, то юноша-калека оказался бы важнее твоей дочери. Но важнее-то оказалась я. У него не работали руки и ноги, я заставила их ожить. Потом я уговорила его заняться делом.
Падишах обнял дочь, признал ее правоту и подарил ей несколько деревень. С тех пор он любил ее больше других дочерей, а она была счастлива с Хасаном. Я, со своей стороны, хочу сказать, что и Хасан тоже показал себя умным, способным юношей с хорошим характером, так что напрасно дочь падишаха все заслуги приписала себе. Но, возможно, она сделала это только для того, чтобы произвести большее впечатление на отца?