Зачем-то ношу с собой вторую книжку «Отверженных». Ну и перелистываю-перечитываю кое-что.
плохое про КозеттуКакая Козетта феноменальная овца(( пыталась найти хоть что-то интересное, хоть что-то хорошее в ней, но не выходит. Самореализация через шмотки и чужую оценку и ноль интеллектуальных интересов. И ноль хоть каких-то поступков. Что-то невыносимо. Не буду даже говорить, что история Эпонины (которая и так-то прекрасна) на этом фоне сияет, как брильянт.
Тут можно сказать, что время такое было™, но нет же! У Фантины тоже интеллектуальных интересов нет, но её сила воли и любовь к дочери — то, что бесконечно восхищает, Эсмеральда, нууу, ну вы понимаете, но она смелая, благородная и вапще. А Козетта пустое место какое-то.
@темы:
фандом, о котором не говорят
Кстати, интересно: а что девушке из приличной — ещё и религиозной — буржуазной семьи, не гризетке и не интеллектуалке из салона, вообще возможно и прилично было бы читать в ту эпоху? Татьяна Ларина зачитывалась романами и журналами, но у неё и родительского контроля в этой области было мало. Джейн Эйр выросла в интернате, у неё круг чтения, наверное, был не совсем стандартный. У героинь Остен временные рамки другие и семьи либо либеральные, либо тупо попустительствующие)
ну так в том и дело)
Кстати, интересно: а что девушке из приличной — ещё и религиозной — буржуазной семьи, не гризетке и не интеллектуалке из салона, вообще возможно и прилично было бы читать в ту эпоху?
Стародум одобрял «Фенелона»)) но там и период пораньше, кстати.
Но взрослая Козетта вроде музыкально одарена, нет? Впрочем, в любом случае по сравнению с Дерюшеттой из "Тружеников моря" Козетта ничего еще.
Эпонина прекрасна, да. Вот у нее-то интеллектуальные интересы есть, но им не развиться в таких условиях. То, что она ошибочно принимает за романтическую любовь, на самом деле тяга к образованности и культуре. На Мариуса Эпонина проецирует свою мечту об образованности, культуре, умственной и душевной работе. А вовсе не хочет быть его "второй половинкой" (ну какие они друг другу "половинки"...), несмотря на то, что сознательно наверняка думает обратное.
В Фантине может нравиться ее готовность подниматься после падения, заново расти над собой после деградации, не отчаиваться, если оступилась, не считать себя сразу и навеки запятнанной и отрезанной от нормальной жизни. К тому же, у Фантины есть зачатки стремления к свободе и независимости, способности ценить преимущества, которые дает пусть скромный доход, но свой собственный. Это очень неустойчиво, но это есть. Фантина ведь почти счастлива, когда работает на фабрике, "живет честным трудом" (пока Тенардье не начинают тянуть деньги) и не мечтает сеть кому-нибудь на содержание - несмотря на то, что работать тяжело. (Тем обиднее итоговое "хочу на ручки" - все же субъективный этический проигрыш.)
Сам факт всепоглощающей любви к ребенку 24/7 не восхищает (восхищало бы, если бы Фантина не испытывала всепоглощающей любви 24/7 и даже испытывала искушение бросить Козетту, но преодолевала, потому что это подло). Слишком часто в реальности всепоглощающая материнская любовь 24/7 и готовность на немыслимые жертвы ради ребенка ничуть не мешает над ним издеваться и даже способствует этому. Но зато восхищает, что это любовь к незаконнорожденному, т. е. "проблемному", "неприемлемому" ребенку - не приносящему материнских привилегий, а даже наоборот: искренне любить незаконнорожденного ребенка тогда - это как искренне любить ЛГБТ-ребенка или ребенка с глубокой инвалидностью сейчас.
А Эсмеральда, по-моему, не менее прекрасна, чем Эпонина, и очень, очень трогает. У Эсмеральды внутренний конфликт не слабее, чем у Фролло или Жавера. Она не наивная дура, не понимающая, что Феб козел. Она слишком хочет верить, что он хороший, рыцарь и защитник, и слишком не хочет просмотреть правде в глаза и увидеть, что он не рыцарь и не защитник, а козел; пытается отстоять свой сказочный и чудесный мир в заведомо неравной борьбе с реальным окружающим, не сказочным и не чудесным. В этом смысле Эсмеральда - она как Лена Бессольцева, которая слишком хочет верить в лучшее в Диме и не хочет верить, что он трус. Потому что ну он же такой красивый, на скульптуру уснувшего мальчика похож, такой храбрый, собаку от живодера спас, вот это вот все.
Вообще-то есть. Сам-то он и книги читал, и вообще занимался самообразованием. Но ей это было не особо надо.
Да, Козетта играла на пианино. И, да, в детстве была храброй. Но как же мало этого для симпатии к персонажу.
Сам факт всепоглощающей любви к ребенку 24/7 не восхищает (восхищало бы, если бы Фантина не испытывала всепоглощающей любви 24/7 и даже испытывала искушение бросить Козетту, но преодолевала, потому что это подло).</span
Я о своих впечатлениях, а не о «вообще». Фантина любила Козетту и ПРОСТО делала для неё всё, а не ныла, жаловалась и была куклой, которую надо спасать.
Я Эсмеральду помню довольно смутно, но с этой ходульной Леной её сравнивать не надо))
Любовь к ЛГБТ-ребёнку как подвиг — это ээээ.
Технически нет: было бы сложнее объяснить нахождение Козетты в монастыре, повысился бы риск навлечь на себя подозрения...
Я Эсмеральду помню довольно смутно, но с этой ходульной Леной её сравнивать не надо))
Лена очень разное впечатление производит при первом прочтении в детстве и при перечитывании во взрослом состоянии. Все-таки то, что о книге конвенционально Принято Считать, и то, что в ней реально написано, не одно и то же.
Любовь к ЛГБТ-ребёнку как подвиг — это ээээ.
По-хорошему это, конечно, не подвиг, но пока все еще ценно и редко, когда родители любят "неудобного" ребенка, не приносящего им тех "социальных плюшек", которые приносил бы здоровый цисгетеронормативный и т. п. Выгодный "статус родителей" в обществе все еще получают в основном только те, чьи дети здоровы, цисгетеронормативны и т. п.
Уже после монастыря, например.
Все-таки то, что о книге конвенционально Принято Считать, и то, что в ней реально написано, не одно и то же.
Я понятия не имею, что принято считать об этой повести. И читала я её уже взрослая. И она показалась мне ходульной невыносимо.
После монастыря Козетта уже с промытыми в школе мозгами и предсказуемо ничем кроме внешности, шмоток и романтической любви не интересуется.
Я понятия не имею, что принято считать об этой повести. И читала я её уже взрослая. И она показалась мне ходульной невыносимо.
Принято считать, что это про школьную травлю, противостояние личности и толпы и то, что главгероиня и ее дедушка хорошие и чуть ли не святые, а остальные плохие и чуть ли не нелюди. Мне повесть тоже кажется ужасно неестественной и надуманной (механизмы реальной травли совсем другие), но располагающей к бесконечному СПГС и этим люто доставляющей. Я вот, например, думаю, что там отсылка на Эсмеральду подразумевалась.
Строго говоря, романтической любовью она тоже до поры не интересуется. Кроме того, о чём-то же она расспрашивает Вальжана, а тот ей рассказывает. Т.е. у неё есть возможности что-то узнавать, но((
Именно с этой точки зрения из женских персонажей Гюго симпатичнее всех, пожалуй, Мишель Флешар. Хотя, мне кажется, "не ныть и не жаловаться" - сомнительная добродетель: нелогично, что нытье и жалобы противопоставляются "деланию", будто нельзя и того, и другого, и можно без хлеба. Но если имеется в виду "не ограничиваться нытьем и жалобами, не только ныть и жаловаться", то ok.
А вот про Дею у меня не отложилось, чем она привлекательна, кроме того что няшная и ее жалко. Не факт, что ничем больше не привлекательна, но лично я о ней ничего такого не помню.
А гувернантка Лизы Муромской дважды в год перечитывала «Памелу»)) Только написав, поняла, какая здесь ирония
ну так в том и дело)
Нет, я не совсем об этом. Я хотела сказать, что если у неё и были духовно-интеллектуальные запросы, не факт, что она имела возможность их утолить. Или ты под интеллектуальными интересами имеешь в виду именно стремление к самообразованию? Такого стремления у неё, судя по всему, нет. Но тогда интеллектуальных запросов нет практически ни у каких романтических героинь — они в лучшем случае читают романы и журналы.
Я не к тому, что Козетта так уж хороша или интересна, но, по-моему, для своей среды и эпохи она не то что феноменально убогая — она даже чуть получше среднего: не кокетка, милосердная, искренняя и даже хозяйство сама ведёт. Не бог весть что, может быть, но не совсем днище))
Строго говоря, романтической любовью она тоже до поры не интересуется.
И внешностью тоже! Она даже после монастыря несколько лет ходит в старом детсковатом платье и не смотрится в зеркало, пока не слышит, как её красоту похвалили. Просто возраст пришёл, когда тело и внешность меняются, и подросток хочешь не хочешь обращает на это внимание.
Насколько я помню, Козетта считает себя некрасивой, потому что так до сих пор говорили и/или думали все знакомые ей люди (настоятельница говорила, Вальжан не говорил, но думал), но вообще же к теме внешности неравнодушна и красивой быть хотела бы.
Как и большинство людей. Это не значит, что голова у неё забита только одеждой и собственной внешностью.
Гюго пишет, что особо не было. Всё, что ей было интересно, ей рассказывал Вальжан.
Я не к тому, что Козетта так уж хороша или интересна, но, по-моему, для своей среды и эпохи она не то что феноменально убогая — она даже чуть получше среднего: не кокетка, милосердная, искренняя и даже хозяйство сама ведёт. Не бог весть что, может быть, но не совсем днище))
Так я о том)) ужасно мало этого, чтобы перевесить её пламенную страсть к шмоткам как едва ли не самую развёрнутую характеристику (я не против шмоток! но не только же)) и общую «трофейность». Ну и память золотой рыбки, хотя это, конечно, объяснимо.
hpsquickanon, настоятельница говорила, Вальжан не говорил, но думал
Вальжан считал, что она красива, не? Как раз не удивился, когда Тусен сказала. что Козетта похорошела.
Имею в виду, до того. Если ничего не путаю, когда Козетта была маленькой (до монастыря), Вальжан думал, что, судя по ее нынешним внешним данным, она вырастет некрасивой, и надеялся, что она не выйдет замуж и всегда будет при нем. Поэтому ко времени после монастыря она привыкла, что все считают ее некрасивой, и вроде как смирилась, пока случайный прохожий не назвал ее хорошенькой, но дурно одетой.